«Железка», дающая жизнь

Фото: www.alexnews.info

Машинист А.Н. Яковлев за работу в годы войны был награжден Орденом Ленина.

Многие из  нас, отправляясь в  дорогу, предпочитают поезда. Правда, они не  могут двигаться со  скоростью самолета, но  зато доставляют прямо в  нужный пункт и  почти не  зависят от  капризов погоды. Железные дороги занимают огромное место в  нашей жизни. А  задумывались  ли вы, как давно они появились в  Александровском районе? По  современным меркам совсем недавно  — 147 лет назад.

В  1867 году правление Московско-Ярославской железной дороги ходатайствовало о  продолжении ее  строительства от  Сергиева Посада до  Ярославля, направление предполагалось на  Переславль-Залесский , в  обход Александрова. Много усилий приложили александровские купцы и  промышленники В.П. Зубов, О.А. Семёнов и  Н.И. Баранов, чтобы изменить проект и  направить дорогу через Александров. Изменение утвердили 7  июня 1868  года. Так в  1870 году железная дорога пришла в  Александров. Наши купцы, понимая, что без нее не  будет развития производства, внесли 100 тысяч рублей на  это строительство. А  всего стоимость маршрута Сергиев Посад  — Александров составила 4  миллиона рублей. Александров стал относиться к  станциям 2-го класса, с  двухэтажным деревянным вокзалом, амбулаторией и  техническими службами  — водоемным и  водоподъемным зданиями, локомотивным и  вагонным депо и  другими строениями. Но  купцы на  этом не  остановились: в  1871 году была построена ветка Александров  — Карабаново протяженностью 10  верст, затем Карабаново  — Киржач. А  с  вводом в  1896 году участка Александров  — Юрьев-Польской станция Александров стала узловой и  была причислена к  1  классу. Через семь лет, в  1903  году, рядом со  старым вокзалом построили новый, кирпичный. Прежнее здание выкупил купец Мягков и  перенес его на  улицу Московскую, где 18  марта 1917 года состоялось первое собрание большевиков Александрова.

В  фондовом собрании музея-заповедника сохранились фотографии, отражающие многие важные события, которые связаны с  александровской узловой станцией, и  неразрывны с  историей страны.

В  1887 году в  Александров на  празднование 100-летия расквартированного в  городе гренадерского саперного батальона приехал московский генерал-губернатор и  командующий войсками Московского военного округа великий князь Сергей Александрович Романов. Его встречал на  станции почетный караул со  знаменем и  оркестром, а  также предводитель уездного дворянства С.С. Стромилов и  городской голова Обрезков, который поднес великому князю хлеб-соль на  серебряном вызолоченном блюде чеканной работы. В  1913-м, в  год 300-летия династии, Николай  II, совершая поездку по  «памятным местам», не  пожелал видеть «бунтарский город» и  повелел закрыть все окна в  вагонах. Припомнил он  события 1905  года, которые во  всех учебниках истории советского времени именовались как «Александровская республика». В  1917 году в  депо прошел митинг присоединившихся к  революции, и  в  Александровский Совет рабочих депутатов вошли железнодорожники.

В  1920  г.  на  вокзале останавливался агитпоезд «Октябрьская революция», на  котором по  Заволжью, Уралу и  Сибири совершал поездку «всесоюзный староста» М.И.Калинин. На  долгие годы запомнилось горожанам и  прибытие челюскинцев с  О.Ю.Шмидтом, участников знаменитого ледового дрейфа в  1934  году. Паровоз встречали многочисленные делегаты от  предприятий с  цветами и  подарками. А  в  1938 году вновь на  вокзале звучал духовой оркестр, было море цветов и  улыбок. Это приветствовали первых женщин Героев Советского Союза: Раскову, Гризодубову и  Осипенко, совершивших беспосадочный перелет Москва  — Дальний Восток.

Великая Отечественная война явилась огромным испытанием для железнодорожного транспорта страны, от  его работы требовалась особая оперативность, слаженность и  четкость. Осенью 1941 года (наступление немцев на  Москву) из  десяти веток московского узла работали лишь Ярославская и  Горьковская железные дороги. Другие линии были отрезаны противником. В  этот период Александровский узел стал базой переброски стратегических грузов для нескольких фронтов. Создавали паровозные колонны особого резерва, передвижные депо. Они могли работать на  любом участке: подвозить к  прифронтовой полосе войска, боевую технику, быстро восстанавливать разрушенное железнодорожное полотно. В  такое Военно-эксплуатационное объединение-28 (ВЭО), сформированное в  Ярославле, попало 20  александровцев. Одним из  них был Николай Михайлович Копеечкин, известный в  городе паровозный машинист, «Почетный железнодорожник», «Ударник Сталинского призыва», награжденный в  годы войны многими орденами и  медалями. О  его мастерстве до  сих пор ходят легенды  — стахановец, водивший под бомбежками воинские и  санитарные эшелоны. Каждый такой рейс был подвигом: составы в  основном шли без прикрытия авиации, а  рельсы исключали маневрирование.

В  годы войны интенсивность перевозок увеличилась многократно, что требовало от  машинистов огромного напряжения. Люди работали бессменно по  50-60, а  то  по  100  часов. Среди них были Григорий Петрович Грязнов и  Александр Никитович Яковлев, оба машиниста награждены высшей наградой  — Орденом Ленина. В  то  время на  помощь мужчинам пришли женщины. Клавдия Тимофеевна Карпова стала одной из  первых, она водила санитарные и  грузовые составы до  Москвы, Ярославля, Юрьев-Польского, Орехово-Зуева. Об  их  трудовом военном подвиге рассказывают документы, которые хранятся в  фондах музея. Они  же свидетельствуют о  том, что не  было у  железнодорожников «легкого времени» и  в  мирные дни, ведь не  зря стальные магистрали, подчеркивая их  значимость, называют «жизненными артериями страны»…

Сейчас через станцию Александров ежедневно проезжают тысячи пассажиров, огромное количество грузов. Благодаря прогрессу расстояние между Александровом и  Москвой можно преодолеть за  два часа. И  то  ли еще будет!

Поэтому в  преддверие Дня железнодорожника сотрудники музея-заповедника искренне поздравляют всех, кто имеет отношение к  этой важнейшей профессии. Пусть удача будет на  вашей стороне, счастье станет верным другом, а  любовь смыслом жизни!

Елена Лихонина,
музей-заповедник «Александровская слобода».

 
По теме
 
Почтили память погибших солдат - 6tv.Ru 22.06.2018  Почтили память погибших в Великой Отечественной войне. Сегодня в День памяти и скорби на Князь-Владимирском кладбище прошёл традиционный митинг.
22.06.2018
 
Ждут перемен всей деревней - 6tv.Ru 22.06.2018  Топят печки и лечатся в бывшей ветклинике. Жителям деревни Купреево давно обещают новый ФАП.
22.06.2018
Фото: из архива редакции СУ СКР снова настоятельно призывает жителей Владимирской области не оставлять детей без присмотра.
22.06.2018 Владимирские Ведомости
Владимирские борцы выиграли четыре золотые медали на чемпионате Мира - Старт33 Фото: Департамент по физической культуре и спорту Воспитанники владимирской областной спортивно-адаптивной школы по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта завоевали четыре золотых медали на чемпионате и первенст
22.06.2018 Старт33
Владимирские депутаты посетили лагеря «Икар» и «Дружба», где оценили то, в каких условиях отдыхают дети, а также сыграли в «Икаре» товарищеский матч по футболу с юными владимирцами.
21.06.2018 Молва
Владимирские газовики на стадионе «Торпедо» провели фестиваль ГТО. В нем участвовали более 150 сотрудников компаний «Газпром газораспределение Владимир» и «Газпром межрегионгаз Владимир».
21.06.2018 Владимирские Ведомости
Государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна Управления Россельхознадзора по Владимирской области 19 июня 2018 года в Александровском районе была проведена внеплановая в
22.06.2018 Россельхознадзор
Должностными лицами отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области была проведена внеплановая проверка по исполнению предписания в отношении юридического лица осуществл
22.06.2018 Россельхознадзор
Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора года Управления Россельхознадзора по Владимирской области совместно с ФГБУ «ВНИИЗЖ» 19.06.
22.06.2018 Россельхознадзор