Владимир Яценко: если бы не Маяковский, я был бы дирижером

Фото: www.alexnews.info


4  апреля мы  пропустили важную дату  — международный день настройщиков фортепиано. Пропустили потому, что в  Александрове таких специалистов просто нет, а  имеющиеся в  городе рояли обслуживают настройщики из  Сергиева Посада и  Москвы. Уже после праздника мне удалось побеседовать с  интереснейшим человеком  — Владимиром Тимофеевичем Яценко. Он  настраивает рояли цветаевского музея более двадцати лет. А  еще он  пишет стихи и  не  раз читал их  в  музее.

Прежде чем ответить на  мои вопросы, Владимир Тимофеевич настроил рояль и  рассказал мне об  этой редкой профессии.
—  Помните рассказ Чехова «Сапоги»? В  этой миниатюре Чехов рассказывает о  жизни настройщика фортепиано Муркина. В  короткометражном фильме 1957 года Муркина играет народный артист СССР Михаил Яншин. Великий артист, мне посчастливилось с  ним работать, когда он  был художественным руководителем театра-студии Станиславского. Вот это ключ, которым в  этой миниатюре Яншин настраивал рояль у  генеральши Шевелицыной. К  нему ходил настраивать рояль мой учитель, Григорий Андреевич Данченко. Яншин один в  один его сыграл. Когда Григорий Андреевич умер, его дочь мне этот ключ с  двумя вставками передала. Это дореволюционный ключ, с  фирменным клеймом, с  дубовой ручкой.

—  А  как вы  стали настройщиком?
—  Случайно, не  прошел по  конкурсу в  институт культуры. Я  написал сочинение про Маяковского, за  которое можно было меня и  посадить, но  мне просто поставили «два». К  тому  же я  не  был членом комсомольской организации. В  музыкальной школе я  четыре года учился на  фортепиано. У  меня абсолютный слух, но  короткие пальцы. Мой учитель не  любил таких пальцев, называл их  «лопатки». Три года я  учился на  аккордеоне. Поступал на  дирижерско-оркестровое отделение. Если  бы не  Маяковский, я  бы сейчас был дирижером. А  поступил в  1968 году в  ПТУ №  64, метро «Аэропорт». Учился три года. Так я  попал в  настройщики и  работаю уже 48  лет.
У  нас было очень серьезное образование. Мы  изучали материаловедение, акустику, историю возникновения музыкальных инструментов, сольфеджио. И  проходили все это в  акустической лаборатории консерватории. Практика была на  фортепианной фабрике «Лира», где мы  собирали фортепиано «Москва». Я  получил диплом, что я  настройщик пятой категории (всего их  шесть), и  меня пригласил к  себе Г.А.Данченко. Наше знакомство давнее, он  был моим соседом, всю жизнь настраивал мой инструмент, я  у  него на  глазах вырос. Когда он  ушел на  пенсию, то  передал мне свои объекты, например, театр на  Таганке, я  три года работал вместе с  Высоцким, Золотухиным… Потом мне дали Дом культуры издательства «Правда». Мы  обслуживали всю Москву. Мы  — это мастерские при театре Немировича-Данченко.

—  Часто  ли надо настраивать рояль?
—  Перед каждым концертом. Во  всех приличных заведениях (а  это приличное заведение) так делают. Раньше я  работал в  музее Скрябина и  из  него не  вылезал. Там было по  три концерта в  день. Туда приезжали обыгрываться профессора консерватории, ведущие пианисты. Рояль Скрябина я  настраивал два раза в  год  — на  день рождения и  день смерти, на  нем играли лауреаты конкурса Чайковского. Сейчас я  работаю настройщиком в  училище при консерватории в  Мерзляковском переулке. Началась моя работа у  них с  того, что я  собрал рояль «Стейнвей», у  которого вся механика была сложена в  коробки. Это очень хорошее училище. Учтите, что и  Марина, и  Анастасия Цветаевы учились в  «Мерзляках». Концертный рояль, который у  вас стоит в  зале под сводами,  — тот самый рояль из  Мерзляковского училища, на  котором играли сестры Цветаевы.

—  У  нас в  музее рояли фирмы «Бехштейн», а  у  вас на  лацкане значок «Бехштейн», что это значит? Что вы  с  ними сотрудничаете?
—  Я  поклонник фирмы «Бехштейн», они звали меня к  себе работать, но  я  не  поехал. Значок попал ко  мне так. На  меня вышел салон музыкальных инструментов на  Тверской улице, который представлял «Бехштейн». У  них механика стала западать. Я  посмотрел и  сказал, чтобы не  экономили на  подшпилерных пружинках, и  попросил это передать владельцу фирмы. А  владелец фирмы попросил передать мне этот значок. Думаю, в  России он  единственный. Благодаря мне они устранили проблему.

—  У  вас музыкальная семья? Талант настройщика вам от  кого передался?
—  Это был исключительно труд. Я  восхищался мастерами, мог часами стоять и  смотреть, как они работают. Если ты  не  ешь с  мастерами из  одной тарелки и  не  пьешь с  ними из  одного стакана, ты  ничему не  научишься. У  нас был понедельник-четверг  — явочный день, мы  перенимали у  мастеров все тонкости, все нюансы профессии.

—  У  вас большая нагрузка?
—  Да, помимо училища, у  меня Дом культуры МГУ, музыкальная школа, частным образом меня приглашают… У  меня очень большая клиентура. Настройщик для музыканта  — член семьи. Многих пианистов, которым я  настраивал рояли, уже нет, но  ко  мне обращаются их  дети, внуки. Я  вырастил с  детского возраста девять лауреатов конкурса имени Чайковского. И  многие лауреаты международных конкурсов выросли на  моей настройке.

—  Актуальна  ли профессия настройщика в  век цифровых инструментов?
—  Конечно, актуальна! Во  всех концертных залах стоят рояли, а  не  «цифра». Разве можно сравнивать звук хорошо настроенного фортепиано с  цифровым агрегатом? Даже детям в  музыкальной школе не  рекомендуют заниматься на  синтезаторе.

—  Несколько слов скажите о  стихах. Их  можно почитать в  интернете?
—  Интернетом я  не  пользуюсь и  стихи туда не  выкладываю. В  библиотеке цветаевского музея все мои книги есть.

—  Спасибо вам за  этот разговор и  за  ваш труд! До  новых встреч в  музее!

Галина Ахсахалян,
фото автора.

 
По теме
14 мая в камерном зале музея А. и М. Цветаевых при содействии Польского культурного центра состоялась лекция-концерт «250 лет Юзефу Козловскому».
24.09.2018
 
14 мая в камерном зале музея А. и М. Цветаевых при содействии Польского культурного центра состоялась лекция-концерт «250 лет Юзефу Козловскому».
24.09.2018 Уездный город А
12 сентября в киноконцертном зале «Южный» состоялось празднование дня рождения рок-группы « fullscreen ». Ей исполнилось уже пять лет.
23.09.2018 Уездный город А
Старейший в России XXXVII Цветаевский фестиваль поэзии, посвященный в этом году 102-ой годовщине встречи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама в Александрове,
22.09.2018 Уездный город А
2.jpg - Уездный город А Дом спорта в Струнине, сам по себе уникальное сооружение, обрастает не менее ценными спортивными площадками.
24.09.2018 Уездный город А
Награждение - ФК Ковровец 16 сентября в Юрьев-Польском состоялся традиционный турнир по футболу среди ветеранов, посвящённый памяти бывшего игрока «Ковровца» Алексея Голубева.
24.09.2018 ФК Ковровец
Сезон начали с побед - ГТРК Владимир Волейбольный клуб «Владимир» стартовал в чемпионате России среди мужских команд высшей лиги «Б» домашними победами над воронежским «Кристаллом».
24.09.2018 ГТРК Владимир
Фото: Фото пресс-службы ФК "Муром" В 10 туре первенства России по футболу во втором дивизионе ФК «Муром» 22 сентября играл в гостях с «Псковом-747», имел преимущество по ходу игры, но обидно уступил на последних минутах.
23.09.2018 Владимирские Ведомости
Фото: из аккаунта «Торпедо» в Instagram 23 сентября торпедовцы Владимира, пропускавшие 10 тур Первенства России, отдыху предпочли товарищескую встречу командой "Горький" из Нижнего Новгорода.
23.09.2018 Владимирские Ведомости
Соревнования по бегу на короткие дистанции для школьников с ограниченными возможностями здоровья — один из этапов спартакиады, проводимой в Рязани.
21.09.2018 Газета Народ против коррупции
«Они так приняли решение». Светлана Орлова считает выборы состоявшимися - Молва Действующий губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила радиостанции «Говорит Москва», что принимает решение народа на втором туре выборов и не считает нужным давать комментарии по этому поводу.
24.09.2018 Молва
В связи с предстоящими работами филиал "Владимирэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" информирует о плановых отключениях электроэнергии в населённых пунктах Гусь-Хрустального района.
24.09.2018 Гусь-Хрустальный район