Виктор Астафьев: доктор, лечащий железо

Виктор Астафьев
Фото: www.alexnews.info

Летняя пора для музейного сообщества считается экскурсионным штилем. Дети в  это время на  каникулах, взрослые  — на  дачах и  морях. Летняя убыль туристов заметна и  в  Александровском кремле. Но  это не  свидетельствует о  том, что затихает и  вся музейная жизнь. Лето  — отличное время для подготовки новых выставок.

Музей-заповедник «Александровская Слобода» можно назвать мемориальным музеем  — в  нем хранится память о  выдающемся деятеле русского Средневековья Иване Грозном (как  бы ни  бесспорно выглядела его личность для наших современников). Но  помимо экспозиций и  программ, посвященных пребыванию первого русского царя в  Александровской слободе, в  музее имеются выставки, связанные с  разными эпохами и  разными социальными мирами провинциального Александрова. А  вот пласт александровской истории, связанный с  петровскими преобразованиями, той ломкой укладов старинной жизни, которая происходила в  конце XVII  — начале XVIII веков, из  экспозиционного плана выпал. Для исключения этого пробела александровские музейщики готовят новую выставку «История в  лицах», которая должна открыться в  этом году. Лица  — это, в  первую очередь, сам Пётр Первый, его сосланная в  александровский монастырь сестра Марфа и  петровский генерал-аншеф Иван Иванович Бутурлин.

Для новой выставки придется «изъять» некоторые экспонаты с  других экспозиций и  хорошенько «перетряхнуть» фондовые собрания. Какие-то предметы нужно и  подновить для того, чтобы выглядели они «на  уровне». И  вот тут за  дело берутся реставраторы.

В  «Александровской Слободе» для их  работы теперь есть все условия, поскольку в  музее появилась своя реставрационная мастерская. Плюс в  ее  появлении очевиден  — теперь хранители коллекций могут наблюдать за  процессом реставрации своих «подопечных», а  реставратор при необходимости может получить консультацию о  предмете и  найти в  музейных фондах аналог.

На  новой музейной реставрационной базе в  этом году потрудились реставраторы живописи и  иконописи. Для создания новой выставки понадобились еще и  услуги художника-реставратора произведений искусства из  металла Виктора Юрьевича Астафьева.

Виктор Юрьевич  — преподаватель Суздальского художественно-реставрационного училища, специалисты которого работают со  многими федеральными музеями центральной части России (Ярославль, Вологда, Тверь, Москва, Московская область). Очень «плотное» сотрудничество у  училища с  Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, филиалом которого в  подзабытые уже времена являлся александровский музей. Училище, которому в  этом году исполняется 30  лет, по-своему уникальное. Оно единственное в  России, которое готовит прикладников-реставраторов. Реставраторов-живописцев учат многие учебные заведения. А  вот тех, кто возвращает к  жизни произведения искусства из  камня, дерева, ткани и  металла, по  утверждению В.  Ю.  Астафьева, готовят только в  Суздале. Готовят дозированно: при общем плане набора в  училище 30  человек в  каждую из  групп набирают от  6  до  8. И  набор на  специальность идет не  каждый год. Так что массового выпуска реставраторов по  металлу, как, например, юристов, не  бывает. Поэтому и  востребованность у  суздальских выпускников есть. Несмотря на  кажущуюся непрестижность работы, они трудятся и  в  музеях (например, в  столичном Музее Востока).

По  глубокому убеждению Виктора Астафьева, музеи в  стране, несмотря ни  на  какие времена, будут всегда. А  музей, в  первую очередь, это гарант хранения нашей памяти и  истории. Истории, которую необходимо показывать людям. Показывают в  лучшем случае десятую часть того, что имеется в  запасниках. У  столичных музеев экспонатов побольше, но  и  возможностей показа побольше. Виктор Юрьевич считает, что и  музей-заповедник «Александровская Слобода», соответствуя статусу музея федерального подчинения, обновляет и  пополняет свои экспозиции с  завидной регулярностью.

Но  на  вопрос: радует  ли его то,  что отреставрированные им  вещи сразу  же попадут на  новую выставку, он  ответил неожиданно: «В  принципе меня радует другое. Меня радует то,  что эти вещи перестанут разрушаться. И  что после их  консервации будет гарантия, что какой-то период они будут нормально храниться».

«Лечить» железо теоретически просто. Нужно убрать загрязнения и  стабилизировать коррозию. Целиком коррозию убрать не  получится  — она остается в  порах и  микротрещинах, а  вот законсервировать  — можно. Главный инструмент реставратора при этом  — технический фен. Ведь металл боится влаги. И  если необходимо сделать какие-то промывки, нужно тут  же предмет просушить. А  то,  как шутит Виктор Юрьевич, можно помыть металл, уйти покурить, прийти  — а  он  опять ржавый. Поэтому при каждой промывке нужно тут  же просушить феном так, чтобы испарилась влага. Этот инструмент пригодится для реставрации большинства экспонатов для новой выставки в  александровском музее-заповеднике: небольшой пушечки, печной двери, держателей для светильников. А  вот для оставленных «на  десерт» серебряного оклада и  редчайшего, по  словам В.  Ю.  Астафьева, потира (чаши) понадобятся уже более утонченные инструменты. Редкость потира в  том, что сам он  сделан из  ординарного олова. Но  при этом на  нем имеется гравировка, да  к  тому  же он  покрыт каким-то желтым металлом, что редко встречается на  оловянных предметах. Что это за  металл  — предстоит узнать реставратору с  помощью химического анализа.

Вот такие тайны старинных вещей и  тяга к  металлу когда-то и  предопределили выбор профессии Виктором Астафьевым. С  металлом он  работал «всю жизнь». До  армии довелось работать с  редкими металлами (никель, палладий, кобальт) на  «Северникеле» (ныне это всем известный «Норильский никель»). После армии была учеба в  Красносельском художественном училище обработки металлов, которое обычно именуют академией ювелирного искусства (по  первой профессии В.  Ю.  Астафьев ювелир-гравер). Ну,  а  потом пришлось преподавать и  самому. Сначала в  Мурманске, а  потом по  приглашению  — в  Суздале. В  Суздаль он  приехал посмотреть на  училище, на  город. Да  так и  остался в  этом городе, в  который «не  влюбиться невозможно».

С  тех пор приходилось заниматься реставрацией на  Соловках, в  Херсонесе, на  речке Белой в  Адыгее, в  Ярославле и  даже в  Германии. В  перестроечные годы была такая возможность у  мастеров и  специалистов постажироваться за  рубежом. Полгода Виктор Юрьевич знакомился с  европейскими стандартами посредством реставрации архитектурного металла, церковных часов и  колоколов. Ну,  а  теперь весь накопленный им  опыт будет применен к  предметам из  фондов александровского музея-заповедника. Результат увидим на  новой выставке в  музее.

Эдуард Егоров,
фото автора.

 
По теме
Владимиро-Суздальский музей-заповедник стал один из посещаемых музеев России во время проведения Чемпионата мира по футболу.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник вошел в число самых посещаемых музеев страны во время проведения Чемпионата мира по футболу-2018.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, по данным Министерства культуры России , вошел в десятку самых популярных музеев во время проведения Чемпионата мира по футболу-2018 за месяц с 13 июня по 16 июля.
Первый этаж культурно-образовательного центра Палаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника закрыт для посетителей с 29 марта 2018 года.
27 миллионов за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области - ТК Наш Регион 33 За прошедшую неделю сотрудниками органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировано 57 преступлений, совершенных в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
ТК Наш Регион 33