31 марта в Александрове открылся XIV Международный фестиваль камерной музыки имени Сергея Коршункова. Организаторы: литературно-художественный музей М. и А.Цветаевых, отдел культуры администрации г.Александрова. Художественный руководитель — народная артистка России Александра Францева. В этом году исполняется 200 лет со дня смерти Йозефа Гайдна, поэтому в дни фестиваля — с 31 марта по 12 апреля — будет звучать его музыка.
По традиции, в первом концерте фестиваля «Играют молодые» участвуют студенты квартетного класса Российской академии музыки им.Гнесиных профессора А. Е. Францевой. Приехало 14 студентов 2-5 курсов и сама Александра Евгеньевна, которая и открыла фестиваль. Вот что она рассказала: «С этим фестивалем сложилась какая-то полумистическая ситуация. Мы выбирали день, когда сможем собраться и приехать. Оказалось, что идеально подходит 31 марта. Потом я взяла литературу о Гайдне, начала читать и обнаружила, что он родился 31 марта!
С днем закрытия фестиваля получилась такая история. 12 апреля приедет уникальный человек, корреспондент ТАСС, писатель Н. И. Горбунов. Он привезет свою книгу «По скандинавскому следу Шаляпина». Об этом периоде не было написано ни страницы. Я познакомила его с пианистом Денисом Бурштейном, чтобы они сделали совместный вечер. Стали решать, какого числа. Оказалось, всех устраивает 12 апреля. И Горбунов говорит: а вы знаете, что 12 апреля — день смерти Шаляпина? У меня мороз по коже: что происходит? Провидение, что ли, помогает нашему фестивалю. Или место притягательное настолько, что все так складывается«.
День первый: Под знаком ГайднаВ первый фестивальный день в зале под сводами прозвучали квартеты Гайдна, соч.76. Гайдн писал циклы по шесть квартетов, этот цикл полностью завершен. Мы услышали четыре: «Сицилиана», «Квинтовый», «Восход солнца» и «Императорский». В квартетах Гайдна все инструменты равноправны, они достаточно сложны по партитуре. Ребята работали над ними с Нового года и донесли до слушателей во всем великолепии и блеске. Каждый квартет — шедевр, о каждом можно рассказать историю. За неимением места остановлюсь только на «Императорском». Как-то Гайдн поехал в Лондон и там услышал песню императору. Вернувшись в Австрию, он решил написать песню своему императору Францу. Эта мелодия стала необычайно популярной. Гайдн включил ее в свой квартет. А теперь это гимн Австрии.
Музыка Гайдна прекрасна и величава, она поражает стройностью и соразмерностью, даже минорный квартет звучит жизнеутверждающе. Слушатели благодарили молодых музыкантов за возможность провести этот вечер в мире гармонии.
Кстати, в этот день состоялось два концерта. Утром квартет «Сицилиана» услышали учащиеся гимназии № 2: два первых класса и один четвертый. Привела детей на концерт Г. И. Мишуринская. Музыканты не только играли, но и рассказывали о Гайдне, о жанре квартета, об инструментах. Малыши очень хорошо слушали, живо отвечали на вопросы, им понравилась такая форма урока музыки. Преподаватель сказала: «Мы бы хотели приводить детей на такие встречи раз в месяц, а не раз в год».
Все фестивальные концерты, за исключением первого, проходили в зале камерной музыки в интерьерах новой выставки «От Медона до Александрова: жизнь священника Андрея Сергеенко». Выставка работает вторую неделю, но ее презентация состоится в дни фестиваля, 9 апреля.
День второй: Дуэт рояля и альта4 апреля мы услышали Сергея Брюхно (альт) и лауреата международных конкурсов Марину Белашук (рояль). Они приехали к нам впервые. Марина Белашук окончила Российскую Академию музыки им.Гнесиных (класс проф. В. Е. Зверевой) и ассистентуру-стажировку. С 2001г. работает в академии на кафедре фортепиано. Сергей Брюхно окончил РАМ им.Гнесиных и аспирантуру у А.Е.Францевой, сейчас в свободном полете, иногда играет концерты исключительно с Мариной. Она очень хороший аккомпаниатор: чуткий и любящий. Марина исполнила соло две сонаты: Гайдна и Скрябина. За Скрябина благодарили даже чуть больше: сила, экспрессия, мятеж русскому человеку не чужды. К тому же это был первый русский композитор в программе.
Мне удивительно лег на душу концерт для скрипки и альта ре мажор Карела Стамица. Какое неожиданно нежное и красивое произведение! Мы стараемся быть неуязвимыми, защищенными со всех сторон, а стоит зазвучать такой музыке — и все старания идут прахом. Понимаешь, как не хватает нежности и красоты. Пока звучит музыка, с тебя будто снимают все наносное, уже начинающее к тебе прирастать. Публика была восхитительна, чем удивила и расположила к себе музыкантов. Мы-то давно знаем: в камерный зал ходят не случайные люди, а истинные любители музыки!
День третий: Бесподобная скрипка5 апреля ожидался аншлаг, коего не случилось. Пусть те, кто не пришли, горько сожалеют о потере. Потому что для нас играли Андрей Баскин (скрипка) и его мама Марианна Баскина (рояль). Андрей впервые выступил в Александрове 12-летним. К сожалению, я на этом концерте не была. Зато в 2006 году 15-летнего виртуоза видела и слышала. Сейчас Андрею восемнадцать. Сказать, что это чудо какое-то — не сказать ничего. С первых звуков солирующей скрипки в зале установилась такая благоговейная тишина — боялись хоть штришок пропустить. У Андрея очень тонкие нюансировки, возможности колоссальные, полная погруженность в музыку… Он и внешне притягателен: тонок, одухотворен, жесты певучи… После концерта все наперебой благодарили маму за такого чудесного сына, а я взяла у Андрея небольшое интервью:
— Есть что-нибудь невозможное для вас на скрипке? Есть авторы или произведения, которые вы не решились бы сыграть?
— Нельзя так говорить: возможное, невозможное… Просто — сколько времени на них нужно будет потратить? Допустим, очень сложное произведение. Я сейчас начну, через пять лет получится. То, что невозможно через неделю, через пять лет вполне возможно.
— А в конкурсах вы принимали участие?
— Принимал дважды. Один, «Виртуозы ХХI века», был довольно давно, мне было лет 12-13. Я занял III место. Потом был международный конкурс «Учитель и ученик», где я занял I место. Оба конкурса проходили в Москве.
— Сейчас вы учитесь?
— Да, учусь в Московской государственной консерватории на I курсе у Ирины Васильевны Бочковой.
— Чем вы можете вашу маму удивить?
— Каждым исполнением стараюсь ее удивлять! И не только ее.
Конечно, удивил: постижением глубин произведения, виртуозным смычком, свободой внешней и внутренней, открывающимися перспективами… Дай Бог этому музыканту гладкой дороги к вершинам, на которые мы его уже вознесли. С нетерпением будем ждать новых встреч!
Продолжение — в следующем номере.
Галина Кипренко,
фото автора.
Слушаете ли вы классическую музыку?
Посмотреть результаты
Загрузка ...Полезная ссылка
Свой среди чужих, чужой среди своих — все о лучшем советском вестерне.