29 марта в зале камерной музыки музея М. и А. Цветаевых открылась новая выставка «Анна Есенина. Живопись», и прошел вечер камерной музыки.
Анна Сергеевна Есенина — правнучка Сергея Есенина и Зинаиды Райх. Родилась и выросла в Ташкенте. С 1988 г. занималась рисунком и скульптурой у Анны Донец и Сергея Черепанова, художников Узбекистана. В 1993 г. окончила Республиканское художественное училище им. П.Бенькова. Художник по витражам. В 1994 г. переехала в Москву.
По семейным обстоятельствам художница не смогла приехать на открытие выставки. О генеалогическом древе Есениных по линии Анны рассказал ее друг Евгений Викторов. О работах, предполагалось, скажет московский искусствовед Станислав Айдинян. Его тоже не было. Несколько слов сказал директор Цветаевского музея Л.К.Готгельф: «В оценке творчества Анны Есениной поможет ее многолетнее сотрудничество с театром Романа Виктюка. Первая персональная выставка Анны состоялась в ЦДКЖ (Центральном Доме культуры железнодорожников) в 1996 г. одновременно со спектаклем Виктюка „Сергей и Айседора“. У театра нет своего помещения. Так вот, уже сложилась традиция: если в каком-то зале идет спектакль театра, в фойе висят работы Анны Есениной. Случайные картины такой привередливый человек, как Виктюк, никогда бы не повесил.
В связи с этим наша выставка будет очень короткой. Театр выезжает на гастроли по России и заберет работы с собой. Числа 7 апреля нам придется их вернуть. Кто хочет посмотреть выставку — сделать это надо быстро. А посмотреть есть что».
У вас сложится свое мнение об этих работах, но, без сомнения, они написаны талантливой рукой. Магия имени притягивает. В работах ощутим восточный колорит, театральность, декоративность.
Наш зал становится мал для таких событий: когда начался концерт, оказалось, что все свободное пространство вокруг рояля тоже занято зрителями. Профессор Иван Соколов уже выступал в нашем городе, и то, что его пришло послушать столько людей, кое о чем говорит. В репертуаре Соколова значительное место занимает современная авангардная музыка. Кроме того, Иван Соколов — композитор. В своих сочинениях он использует необычные приемы звукоизвлечения. В 1988?94 годах Соколов преподавал в Московской консерватории и музыкальном училище при консерватории. Его речь — живая и образная. Профессор Соколов не только сыграл 24 прелюдии Дебюсси, но и рассказал о них. Лекцию привести невозможно, но хотя бы самое главное: «24 прелюдии — легендарное сочинение, шедевр из шедевров. Это энциклопедия фортепианных достижений композитора. Когда мы будем слушать эту музыку, то погрузимся в мир, пограничный с живописью, поэзией, другими искусствами и ощутим всю непостижимость этого таинственного гениального художника. Эта ненавязчивая музыка существует как будто помимо нас, в каком-то своем, отдельном мире. Мы должны ее постичь своей активностью слушательской».
Концерт в двух отделениях длился не менее двух часов, но зрителям и этого показалось мало. На бис Ивана Соколова попросили сыграть собственные сочинения, а потом задавали вопросы, брали автограф…
Приятно видеть, что на концерты камерной музыки приходит все больше детей, молодежи, да и взрослой публики. Это значит — не хлебом единым..!
Галина Ахсахалян