Парижский триумф барановских ситцев

Фото: www.alexnews.info

2018-й  — это не  только 99-й год музея, но  и  важнейшие вехи истории нашего древнего края: 505 лет царскому кремлю и  240  — городскому статусу Александрова. Эти важные события и  люди, их  предопределившие, непременно станут «героями» ближайших публикаций, потому что «музейная память» Слободы, кроме царской, хранит историю города и  Александровского уезда. В  нынешнем году музей-заповедник обязательно отметит 240-летие города летним выставочным проектом «Душа была щедра и  верою богата». Одно из  центральных мест в  этой экспозиции займут вещи и  документы, рассказывающие о  знаменитых промышленниках Барановых, изменивших не  только жизнь и  облик нашей земли, но  и  прославивших ее  далеко за  пределами Отечества.

Париж. Летний сезон 1889  года. На  Всемирной выставке новая гигантская арка  — Эйфелева башня  — встречает тысячи парижан и  гостей со  всего мира. Выдержав невероятное противодействие, она стала символом города-праздника, Франции и  до  сего дня самой посещаемой и  фотовостребованной достопримечательностью мира. Но  тогда, на  исходе XIX  века, не  башня пленила парижанок, а  барановские шали и  платки из  ярко-красного ситца с  набивным орнаментом, которые были раскуплены в  первые  же дни выставки. Ткань «смородиновый лист» оставила позади все мировые мануфактурные бренды, завоевав «Гран-При», а  российский павильон назвали «русским триумфом».

Ситцы эти выпускали на  мануфактурах купцов Барановых, поэтому назывались, стали знамениты и  известны до  сего дня они как «барановские». Их  удивительную историю с  первой половины XVIII века творили не  менее удивительные люди.

В  1740-е годы Тихон Петрович Баранов из  дворцовой Новоалександровской слободы занялся торговлей холстиной, которую изготавливал сам, а  затем продавал на  ярмарке. Холстину он  производил качественную, за  что и  получил законное разрешение на  право торговли.

Его сын Николай Тихонович Баранов (1743 г.р.) значительно расширил промысел отца. Но  по-настоящему серьезное «дело» и  рождение династии текстильных фабрикантов началось с  Фёдора Николаевича Баранова (1763-1838), уже купца третьей гильдии. Он  понял, что скупать ткани у  кустарей-одиночек и  перепродавать их  гораздо прибыльнее, и  что цветная холстина ценится больше. Скопив небольшой капитал, построил он  красильню, где пряжу и  ткань окрашивали в  синий (тогда  — кубовый) цвет. Рядом устроил небольшую фабрику и  производил простые платки, нанку и  холстину. И  что особенно интересно и  важно: уже в  то  время он  прекрасно понимал преимущества новинок прогресса и  первым в  России купил за  границей бумагопрядильную машину.

Отечественная война 1812  г., разорение Москвы и  страны, потеря рынков свели к  нулю все усилия Баранова, оставив его почти ни  с  чем. Но  он  не  опустил руки, заново начал «дело» и  в  1834  г.  на  берегу реки Серой выстроил фабрику для окрашивания бумажной пряжи в  яркие красный и  синий цвета. В  отдельном помещении ее  отжимали и  сушили, затем отглаживали и  складывали уже на  продажу. Конечно, труд был не  из  легких, условия  — тоже. Насыщенные запахи красок и  кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И  тем не  менее, продукцию Ф.Н.Баранов выпускал на  славу: высокое качество окраски его пряжи и  тканей было отмечено Серебряной медалью на  Нижегородской ярмарке в  1835  г.

Но  поистине гигантский размах придал производству его сын Иван (1808-1848  гг.), который стал настоящим «новатором и  двигателем» рождения бренда «барановские ситцы», когда в  1846  г.  у  села Карабаново была открыта Троицко-Александровская мануфактура. Крашение кумачей, набивка платков, выпуск рубашечных ситцев произвели настоящий фурор! Для окрашивания в  красный цвет применялся крапп  — красящее вещество, которое добывали из  корня марены (водоросли из  южных стран). Сам крапп, уже в  виде порошка, привозили из-за границы, тщательно оберегая от  воды и  света, поэтому краситель был весьма дорогой. Одна из  деловых поездок Ивана Фёдоровича на  Кавказ оказалась поистине знаменательной, если не  сказать судьбоносной. Оказалось, что марена растет и  в  прибрежных водах Каспийского моря. Предприимчивый Баранов пошел на  риск: он  арендовал небольшой участок земли на  побережье и  попробовал выращивать «свою собственную» марену. И  вырастил! Мало того  — еще разработал и  технологию получения красителя  — высококачественного, яркого, устойчивого и  при этом недорогого. Он  ушел от  «дедовского» способа закрепления краски (выдерживание в  смеси из  навозной жижи и  бычьей крови). Вместо него И.Ф.Баранов ввел использование пшеничных отрубей. В  то  время это было настоящее ноу-хау. Новые технологии принесли фабрике широкую известность и  выгодно отличали от  подобных русских мануфактур.

Качество товара, оригинальная расцветка и  насыщенность цветовой гаммы принесли карабановским ситцам огромную популярность в  России и  далеко за  ее  пределами. Ткани охотно покупали в  Азии, Закавказье, Персии, Афганистане и  даже в  Европе  — Франции и  Англии. Главными конкурентами Баранова были тогда немецкие красильные фабрики в  Эльберфельде, но  качество русских ситцев им  не  уступало. В  1848  г. Ивану Фёдоровичу было пожаловано право изображения на  своей продукции Государственного герба Российской Империи. Это было высочайшим признанием отменного качества товара и  огромных заслуг прогрессивного промышленника.

Современник Баранова  — историк, профессор Московского университета С.П. Шевырев свидетельствовал, посетив Александров в  1847  году: «…И.Ф.Баранов здесь главный двигатель торговли и  промышленности, несмотря на  то, что есть купцы в  Александрове и  богаче его. Он  понял, что Россия в  своих торговых замыслах должна иметь в  виду Европу и  Азию: Европу как образец, с  которым не  только должно сравняться, но  даже его превзойти; Азию, как неисчерпаемый источник для материала, и  как средство для сбыта. Крашенье бумаги и  ситцы  — главное его занятие: промышленность народная, соответствующая потребностям всех классов. Народ наш любит светлые одежды и  яркость красок: красный и  розовый  — его любимые цвета. Промышленник должен применяться к  народному вкусу, если хочет успеха и  выгоды». Надо отметить, что и  жалование у  барановских рабочих намного превышало заработки на  других текстильных фабриках Владимирской губернии. «Хороший ткач получал 12-14 рублей в  месяц, рабочие других специальностей получали 5-7 рублей в  месяц»,  — отмечал Н.А. Песков несколько позже в  записках 1884 года «Фабричный быт Владимирской губернии».

После смерти Ивана Фёдоровича и  его супруги произошел раздел имущества (это разделение привело к  образованию мощного ткацкого «треугольника» Александров-Карабаново-Струнино). Управление александровской фабрикой перешло к  старшему сыну Николаю, а  Троицко-Александровская мануфактура  — к  Александру и  Асафу, которые в  1863  г. основали торговый дом «А. и  А.И. Барановы». С  этого времени мануфактура начинает быстро развиваться и  снова переоснащаться, чтобы идти впереди конкурентов. Начав также с  ручной печати, предприятие перешло к  вытравной машинной и  искусственным красителям, когда ткань предварительно окрашивали, а  вместо краски на  манеры наносили специальный состав, который разрушал цвет нежелательного фона.

Одновременно с  переоснащением братья начинают строительство новых каменных фабричных корпусов. В  1866  г.  в  цехах установили плоскопечатную машину, следом были введены и  другие усовершенствования. В  1873  г. готовится к  запуску новый прядильно-ткацкий корпус, руководство фабрики стремится к  максимальной «механизации» всего производственного процесса. Год спустя впервые опробовали окрашивание искус-
ственным ализарином, результат превзошел ожидания и  его стали применять в  первую очередь. С  1889 года Барановы окрашивали ткани уже только искусственным ализарином с  применением нового щелочного способа вытравки набивных ситцев и  платков с  ярко-алым насыщенным фоном.

Машинная печать привела к  упрощению рисунка, но  зато в  производстве незаменимыми стали новые специалисты  — граверы и  раклисты. Тем не  менее, вкусы и  традиции потребителей непременно учитывались. Характерные и  знаменитые так называемые «огурцы», «бобы», присутствовавшие в  самых ранних платках и  тканях ручной набойки, тематически сохраняются и  при машинном производстве, развивая дальше «растительные художественные» традиции и  «восточные мотивы», многие из  которых были сохранены и  в  двадцатом веке.

В  период этого интенсивного развития братья решили разделить дело. Александр оставил карабановскую фабрику, сначала преобразованную в  «Товарищество на  паях мануфактур Барановых», а  с  1880 года  — в  «Бумаго-прядильную фабрику И.Баранова». Здесь необходимо отметить, что и  совместное дело, и  разделенное производство были очень успешны, о  чем свидетельствуют множественные награды самого высокого уровня. «Товарищество Барановых» было удостоено медалей на  международных выставках в  Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878). Несколько раз мануфактура подтверждала свое право ставить на  изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896). Карабановские ситцы были удостоены высшей награды  — Почетного диплома в  Амстердаме в  1883  г., в  Антверпене  — в  1885  г., а  в  1886  г. —  редкой награды  — Ордена Льва и  Солнца персидского шаха. И, конечно, ткань «смородиновый лист», ставшая открытием Всемирной Парижской выставки. В  1896  г.  к  50-летию фабрики был издан фотоальбом «Троицко-Александровская мануфактура» с  золотым тиснением на  обложке, а  также книга об  истории предприятия. На  тот момент фабрика была одной из  самых крупных и  передовых в  Российской Империи.

В  1875  г. Асаф Иванович Баранов открыл около деревни Соколово свою фабрику (впоследствии она стала градообразующим предприятием г.Струнино). При оборудовании он  использовал совместные с  братом наработки и  ввел самые передовые достижения текстильного производства того времени. Поначалу Асаф скупал суровый холст у  крестьян, красил и  набивал орнамент на  фабрике, поскольку красильно-набивной корпус был построен в  первую очередь. Вслед за  ним возвели ткацкий (1876-1877), а  потом и  прядильный (1881), и  ткачи-кустари перешли работать в  цеха. Пуск прядильно-ткацкой фабрики ускорил расширение и  переоборудование красильно-набивной, для которой закупили машины, промывные и  зрельные аппараты. В  1880  г. было образовано уже акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова».

За  сравнительно короткий срок оно превратилось в  большое производство, не  уступавшее карабановскому. Одной из  первых в  России Соколовская мануфактура заимела собственную электростанцию, газовый завод для производства кислот, завод по  производству касторового масла и  красителей, ремонтные и  граверные мастерские. У  фабрики были даже собственные кирпичные заводы и  пилорамы.

Асаф Иванович сразу  же стал активно осваивать новые рынки в  Центральной и  Южной России, Москве, Средней Азии, Закавказье, Персии, устанавливать деловые контакты на  Ирбитской и  Нижегородской ярмарках. Ткани с  ярлыками «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова» символизировали эталон качества и  вкуса. В  1882  г.  и  1896  г. Асаф получил дозволение ставить на  продукции герб России, его ситцы награждались на  международных выставках: в  Антверпене (1886  г.), Париже (1889  г.), в  Бухаре (1891  г.). А  в  1883  г.  на  Бостонской выставке за  высокое качество фабрике был пожалован Орден Льва и  Солнца персидского шаха. В  1890 году губернский фабричный инспектор В.Ф.Свирский отмечал: «Фабрика Асафа Баранова, благодаря открытому на  нее доступу, стала практической школой русских технологов». Сам Асаф Иванович за  умелое руководство и  заслуги в  деле был удостоен звания мануфактур-советника и  почетной степени инженер-технолога.

Успешные предприниматели-промышленники буквально преобразили жизнь Александровского уезда и  оказали огромное влияние на  развитие Владимирской губернии. Их  ходатайства и  личные средства сыграли ключевую роль, когда решался вопрос о  строительстве железной дороги из  Москвы в  Ярославль через Александров. Отдельная  же ветка на  Карабаново была проложена исключительно на  средства Барановых. Многие поколения местных жителей сохранили память о  широчайшей благотворительности и  меценатстве братьев. Они не  только жертвовали средства малоимущим, погорельцам и  выдавали замуж бесприданниц. Барановы во  всех поколениях были настоящими просветителями, потому что на  свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих и  не  только, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и  попечительствовали гимназиям. Постепенно рабочих переселяли из  деревянных бараков в  новые каменные «казармы» (некоторые сохранились до  настоящего времени), уровень и  качество жизни ткачей постоянно улучшались. В  фабричных поселках их  стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельня для увечных пенсионеров. А  в  начале  XX века в  Струнино был построен даже театр (!) и  ставились самодеятельные спектакли. Щедро благотворительствовали промышленники на  строительство храмов, уездные и  губернские нужды. Не  скупились оказывать покровительство и  помощь изящным искусствам: Асаф Баранов помог И.В.Цветаеву, выделив 3  миллиона рублей на  постройку теперь всемирно известного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Были братья активными членами и  софинансистами различных обществ, которые «продвигали» в  отечественную ткацкую промышленность передовые технологии.

Эпохальные политические события конца XIX  — начала  XX веков кардинально изменили Россию и  всю ее  жизнь. Знаменитые барановские мануфактуры трансформировались в  крупнейшие в  России текстильные производства и  работали, сохраняя высокую качественную планку до  конца двадцатого века. (Именно тогда, предвидя сложные годы и  понимая ценность сохранения исторической памяти о  династии промышленников-патриотов, заложенных ими традициях производства тканей, продолженных в  советское время, директору А.С.Петрухно с  сотрудниками музея ценой огромных усилий удалось собрать, сохранить и  скомплектовать коллекцию «барановских ситцев», дав ей  жизнь в  ином экспозиционном формате). И  сейчас, уже в  наш век нанотехнологий, отрадно видеть, как возрождаются из  «перестроечного забвения» и  радуют красками современные реконструкции  — «ализариновые» платки и  ткани, напоминая о  славе барановских ситцев, знаменитой династии промышленников и  щедрых благотворителей.

В  фондовом собрании музея-заповедника «Александровская слобода» удивительная и  теперь уже раритетная коллекция «барановских ситцев» занимает особое место и  дает полную картину особенностей расцветки и  производства знаменитых тканей. Всем без ис-
ключения образцам присущи яркость со  значительным использованием в  основе красного цвета, ситцы поэтому называли «красноземельными». Параллельно существовал и  другой термин  — «ализариновые», по  названию основы красного красителя. Кроме «фирменного» цвета ткани легко узнать по  характерным орнаментам и  рисункам. Исторически так сложилось, что в  них много «турецких» и  «кашмирских» мотивов: здесь и  восточные огурцы (тогда неизвестные в  России перцы), и  бобы, и  павлиньи перья, и  «ковровый» узор. Со  временем эти мотивы трансформировались в  так называемые русские «процветшие огурцы», кончики которых стали украшаться цветами. Тематика Востока преобладает и  в  «барановских» платках первой половины XIX  века. Позже входит в  моду тема цветов и  родной природы в  вышивке, кружеве, декоре фарфора, на  подносах, в  росписи интерьеров. Художники барановских мануфактур тоже стали вводить эти модные тенденции, отражая их  в  набросках и  кроки. Тем не  менее, новые веяния не  повлияли на  особый стиль и  насыщенно-сдержанную многокрасочность барановских тканей. В  фондах «Александровской слободы» хранится гордость всей коллекции  — образец ткани с  названием «смородиновый лист», именно она получила «Гран При» за  «особую прелесть, изящество рисунка» в  Париже.

Значительная часть коллекции  — предметы, сравнительно недавно поступившие в  музей,  — ткани, а  также образцы народного костюма. Различные сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и  даже «холодайки» сшиты полностью или фрагментарно из  барановских ситцев. Географию их  использования легко проследить по  характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской.

Весьма значимым и  многочисленным комплексом барановской тематики представлены в  музейной коллекции кроки. (Кроки  — фр. croquis: croquer  — чертить, быстро рисовать; наскоро сделанный набросок, передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или архитектурного произведения. —  прим. авт.) В  основном, это предметы, датированные серединой XIX  — нач. XX  вв. Заметим, что если первоначально их  закупали за  границей (в  коллекции есть экземпляры с  надписями, тиснением или штампами на  французском языке), то  с  течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а  затем и  специально обученные художники. Уровень их  мастерства подтверждают наиболее характерные кроки.

Помимо уникальных тканей и  кроки в  музее хранятся не  менее интересные и  «производственные» предметы. Это набоечные молотки, манеры  — набоечные доски. (Все предметы датированы XIX  веком.) Если говорить коротко, то  процесс состоял в  следующем: в  начале производства рисунок наносился вручную  — накладом на  ткань резных досок  — цветков и  манер. При печатании били по  форме тяжелым молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, отсюда и  термин «набойка» или «набивка». Цветками на  ткань наносили краски, как правило, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. С  развитием машинного производства сложность расцветки начинает постепенно упрощаться, но  цветовая гамма и  стилевое направление рисунка остались традиционными, сохраняя неповторимый художественный стиль знаменитых тканей, часть из  которых хранится в  музейных фондах. Теперь они представляют уже раритетную коллекцию барановских ситцев, которые некогда, став визитной карточкой России и  брендом нашей малой родины, покорили изысканный Париж.

Светлана Смирнова,Светлана Вершинина.
Фото предоставлено музеем-заповедником «Александровская слобода».

 
По теме
Губернатор Светлана Орлова большое внимание уделяет реализации проектов, направленных на создание условий для активного долголетия старшего поколения.
17.08.2018
 
Сегодня, 17 августа 2018 года, в управлении культуры и туризма администрации города Владимира состоялось заседание комиссии по присуждению городской премии в области литературы имени поэта А.И.Шлыгина.
17.08.2018
Акварельная весна в «Александровской слободе» - Уездный город А Накануне первомайских праздников в музее-заповеднике «Александровская Слобода» состоялась презентация выставки работ учащихся школы акварели Сергея Андрияки и учащихся изостудий Александрова.
17.08.2018
15 марта в зале под сводами музея Марины и Анастасии Цветаевых состоялась встреча со словацким поэтом и переводчиком Яном Замбором.
17.08.2018
 
Фестиваль «50 ПЛЮС. Кино» продолжается - Департамент социальной защиты населения 16 августа 2018 года в Меленковском районе в помещении Культурно-досугового центра г. Меленки   состоялся Фестиваль «50 Плюс.
17.08.2018
 
Прокуратурой Юрьев-Польского района  проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия.
17.08.2018
 
В Центре ИЗО откроется выставка памяти Алексея Солодилова - ГТРК Владимир Исполнился год, как не стало владимирского художника.   Как настоящему мастеру пейзажа,  ему интересен был любой сюжет – дровишки у русской печки и подсыхающие в углу валенки, усыпанный яблоками сад и вьющаяся в поле тропинка.
17.08.2018
«Самая обаятельная и привлекательная» сегодня в Муроме - ProMurom.Ru Наш округ стал площадкой фестиваля «50 Плюс. Кино». В кинотеатре «Верба-кино» пройдет показ фильма любимого многими поколениями фильма «Самая обаятельная и привлекательная» и встреча с народным артистом РФ Владимиром Носиком.
17.08.2018
 
От лосей остался только постамент - Уездный город А Новости недели: вслед за  александровскими оленями погибли карабновские лоси, наш район лидирует по количеству жалоб в жилищную инспекцию, еще двое пловцов утонули в пруду.
17.08.2018 Уездный город А
«Самая обаятельная и привлекательная» сегодня в Муроме - ProMurom.Ru Наш округ стал площадкой фестиваля «50 Плюс. Кино». В кинотеатре «Верба-кино» пройдет показ фильма любимого многими поколениями фильма «Самая обаятельная и привлекательная» и встреча с народным артистом РФ Владимиром Носиком.
17.08.2018 ProMurom.Ru
В Центре ИЗО откроется выставка памяти Алексея Солодилова - ГТРК Владимир Исполнился год, как не стало владимирского художника.   Как настоящему мастеру пейзажа,  ему интересен был любой сюжет – дровишки у русской печки и подсыхающие в углу валенки, усыпанный яблоками сад и вьющаяся в поле тропинка.
17.08.2018 ГТРК Владимир
Накануне первомайских праздников в музее-заповеднике «Александровская Слобода» состоялась презентация выставки работ учащихся школы акварели Сергея Андрияки и учащихся изостудий Александрова.
17.08.2018 Уездный город А
Фото: Владимир Чучадеев «Теплый заинтересованный диалог». Так губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко охарактеризовал взаимоотношения северной столицы и Владимирской области на заре их сотрудничества летом 2013 года.
16.08.2018 Владимирские Ведомости
5-й тур. 17 августа 2018 года. Москва. "Арена-Чертаново". 200 зрителей. Судьи: К.Аверьянов (Санкт-Петербург) М.Шаламов (Санкт-Петербург) Г.Ульянов (Санкт-Петербург) Инспектор:
17.08.2018 ФК Торпедо
По Усе на древнерусской ладье - ГТРК Владимир Воспитанники Центра внешкольной работы посёлка Красная Горбатка приняли участие в двух увлекательных походах на древнерусской ладье «Змей Горыныч» по живописной самарской реке Усе.
17.08.2018 ГТРК Владимир
Вот и закончился чемпионат Владимирской области по футболу 2010 года. Для карабановской команды «Изумруд» итог выступления в группе 2-Б был весьма успешным.
16.08.2018 Уездный город А
Эта строчка из стихов Николая Добронравова, известного поэта-песенника. Александровский «Рекорд» тоже будет, будет ставить свои рекорды.
16.08.2018 Уездный город А
Орлова встречалась с Путиным - Ikovrov.Ru В Кремле состоялась рабочая встреча Владимира Путина с губернатором Владимирской области Светланой Орловой.
17.08.2018 Ikovrov.Ru
Владимирские профессионалы "показали класс" - 6tv.Ru 17.08.2018  Показали, на что способны. Сразу три представителя Владимирской области получили золотые медальоны «Лучший профессионал России» на 6 Национальном чемпионате WorldSkills Russia.
17.08.2018 6tv.Ru
На последней планерке прошлого года председатель комитета по культуре Л.Н.Суворина доложила главе города об аварийном состоянии городской теплотрассы (теплового узла на территории дома-усадьбы купца Первушина),
18.08.2018 Уездный город А
Минувшей ночью в Собинском районе произошел крупный пожар. Горел цех по производству дверей на площади 305 квадратных метров, расположенный в деревне Демидово.
18.08.2018 33Gorod.Ru