Надежды маленький оркестрик

Надежды маленький оркестрик
Фото: www.alexnews.info

9  ноября в  литературно-музыкальной гостиной Александровской центральной библиотеки было многолюдно. Зрители собрались на  бардовский концерт авторов-исполнителей из  Москвы  — Татьяны Сас и  Дмитрия Григорьева. Основная цель встречи  — запись программы «Третий автор» для «Бард-радио» . Ведущий  — Александр Фёдоров, звукооператор  — Николай Романов. Программе исполнился год.

Что означает название «Третий автор»? Есть автор слов, есть автор музыки (иногда это один человек). А  когда песню берет исполнитель, пропускает ее  через себя, рассказывает свою историю  — это третий автор. Формат программы: короткий вопрос, короткий ответ, песня. В  таком формате мы  и  собирались прожить час с  небольшим. Но  случилось непредвиденное: многократный трезвон мобильных телефонов, которые зрители не  знали, как выключить, внезапный уход зрителей вынудили переписывать отдельные песни. Когда исполнителю приходится трижды начинать песню, становится страшно неловко за  город. Татьяна Сас  — глубокий, думающий, чуткий человек; Дмитрий Григорьев  — гитарист-виртуоз, талантливый композитор; Александр и  Николай, корреспонденты бард-радио, стараются сделать эти встречи максимально наполненными. Хотелось  бы и  от  зрителей душевной чуткости.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты диалога Александра Фёдорова и  Татьяны Сас.

—  Кто такая Татьяна Сас? Где родилась, где училась?
—  Я  родилась в  Москве и  живу в  Москве, на  семь лет уезжала в  Питер, чудесный город. У  нас с  ним день рождения в  один день. Училась много где. Если говорить про авторскую песню, всё началось со  школы-студии Дмитрия Дихтера и  Галины Крыловой в  1989  году. Я  там отучилась и  немного работала, а  потом окончила специальный курс бардовского мастерства в  ГИТИСе (сейчас РАТИ). Курс создавался с  мечтой  — создать театр авторской песни. Мечта так и  не  воплотилась. Но  образование мы  получили интересное, педагоги ГИТИСа преподавали нам актерское мастерство, руководителем мастерской был Юрий Лорес. Там были уникальные педагоги старой классической школы.

—  Как вы  пришли к  авторской песне? Что послужило толчком?
—  Было несколько капель, скажем так. Петь я  хотела всегда, пела везде, где только можно. Когда бабушка вела меня в  парк гулять, мне хоть  бы что-нибудь найти, чтобы это была сцена. Прочитать стихотворение, спеть песенку. Люди уже знали, что сейчас выйдет девочка Таня, слушали и  бросали с  балконов конфетки. Потом я  пошла в  школу. Однажды в  школу пришла руководитель вокального кружка из  Дома пионеров. Мы  с  ней самые разные произведения разучивали. Готовились к  патриотическим конкурсам и  в  числе прочих выучили песню Берковского «Вспомните, ребята». Мне не  очень тогда эта песня нравилась, но  мы  выиграли городской смотр-конкурс, получили мега-приз. Это был первый звоночек.


Потом эта  же девушка, руководитель кружка, принесла нам послушать кассету Иващенко и  Васильева. Самой популярной тогда была «Песня протеста». Это был второй звоночек. А  третий звоночек был, когда она повела нас на  концерт неизвестного тогда Евгения Клячкина. Огромный зал МИСИСа битком, меня просто вдавило в  кресло. На  песне «Детский рисунок»  — слезы градом. И  всё. С  тех пор я  стала осознанно искать, где дают этот жанр.

—  Расскажите о  своем аккомпаниаторе, прекрасном гитаристе Диме.
—  Диму я  знаю очень давно. Мы  можем жить в  разных городах, долго не  встречаться, не  созваниваться, но  я  знаю, что он  в  моей жизни есть и  он  мой друг. Он  замечательный гитарист и  замечательный композитор, пишет произведения для гитары совершенно волшебные.

—  Передача называется «Третий автор». Когда вы  берете к  исполнению чужое произведение  — свою  ли историю вы  рассказываете?
—  Непростой вопрос. Конечно, я  о  чем-то своем. Конечно, мы  во  многом совпадаем с  автором. Но  ощущения, эмоции мои. Наверно, случился или нет третий автор, должна решать публика. Есть много примеров, когда мы  вроде  бы знаем автора, но  не  запомнилось, не  понравилось, а  потом кто-то спел  — и  случилось. Тогда этот человек  — третий автор.

—  Как вы  находите песни? Что должно случиться, сложиться, чтобы вы  ее  взяли себе?
—  Я  очень критична к  текстам. Надо, чтобы это была хорошая поэзия. И  что-то, что с  тобой перекликается. На  какие-то фибры души благостно падает. Бывает, что послушаешь концерт, ничего особо не  выделил, а  потом второй, третий день ходишь, и  что-то крутится в  голове… Какой-то крючочек зацепил. И  тогда начинаешь примерять к  себе.

—  Вы  создали коллектив, квартет, который стал лауреатом Грушинского фестиваля. Есть разница между собственным исполнением и  коллективным исполнением?
—  Это два разных вида творчества. Когда ты  занимаешься сольно, ты  свободен, можешь воплотить что задумал, и  не  надо никому ничего объяснять. В  коллективе всегда есть человеческий фактор, отсюда сложности. Вы  по-разному смотрите на  одно и  то  же произведение. Интересно, на  самом деле, то  и  другое.

—  Куда, по-вашему, идет авторская песня?
—  Я  бы хотела надеяться, что она идет в  правильном направлении. Для меня правильное направление  — это продолжение традиций хорошей поэзии. Этот жанр научил меня любить настоящую поэзию. И  я  надеюсь, что он  будет продолжать развивать вкус слушателей. Жаль, что мало появляется новых авторов. Миссия исполнителя: нашел хорошего автора  — пой. Есть хорошие авторы, но  они неизвестны. И, к  сожалению, это не  Визбор, не  Окуджава. Сейчас все уходят в  профессионализм, но  как только начинаются большие деньги, умирает искусство. Хорошее владение гитарой, хороший голос  — это еще не  всё. У  нас синкретический жанр. Если нет души, ничего не  получится.

Татьяна пела в  основном малоизвестные песни, и  зрители не  удержались  — попросили спеть классику, «что-нибудь из  Визбора или Окуджавы». Песню Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» гости исполнили вместе с  залом.

Татьяна и  Дмитрий привезли диски, их  можно было приобрести. Это только начало цикла встреч в  рамках программы «Третий автор». До  Нового года планируется еще две встречи. Следите за  афишами центральной библиотеки.

Галина Ахсахалян,
фото автора.

 
По теме
В дни всенародного голосования, на избирательном участке, который расположен в библиотеке №5, были организованы мастер-классы.
Во Владимире загадочно исчез мужчина на белой иномарке - Сетевое издание Владимирские новости Во Владимире загадочно пропал мужчина вместе со своим автомобилем О пропаже 53-летнего жителя города Владимир сообщили вечером 18 марта в региональном поисковом отряде «ЛизаАлерт».
Сетевое издание Владимирские новости
В центре Владимира у скульптуры грузинского повара пропал хинкали - Сетевое издание Владимирские новости В центре Владимира у скульптуры грузинского повара украли хинкали В центре Владимира вандалы 18 марта надругались над скульптурой грузинского повара, держащего большой хинкали.
Сетевое издание Владимирские новости
Владимирцев предупредили о «желтом» уровне погодной опасности Жителей Владимирской области предупредили о «желтом» уровне погодной опасности, сообщает сайт Росгидрометцентра.
Сетевое издание Владимирские новости
18 марта в истории владимирского региона По традиции, рассказываем о наиболее заметных событиях 18 марта в истории владимирского региона за предыдущие годы.
Сетевое издание Владимирские новости
ГРИПП ПТИЦ - МО город Костерево Грипп птиц – это высоко контагиозное вирусное заболевание домашней и дикой птицы, которое вызывает высокую смертность, поражение органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
МО город Костерево
«Читает семья – читает страна» - Областная библиотека для детей и молодежи Первые «Книжкины именины» затеял Лев Кассиль – 26 марта 1943 года в Москве состоялась большая встреча писателей и юных читателей.
Областная библиотека для детей и молодежи