Минувшие месяцы взволновали александровцев «обновлением» городских улиц: в центральном районе появились необычные скульптуры из металла. Пока «Ящерица», «Пес» и «Сова» (названия условные, поскольку каждый горожанин понимает скульптуры по-своему) разбавляли будничную рутину, общественность гадала: кто же создатель технофигур? Неизвестный скульптор мгновенно захватил внимание жителей.
Загадка разрешилась относительно недавно: автор любопытных творений — Владимир Чернышев, технарь по образованию, по призванию — свободный «художник». На вопрос: «Какую цель вы преследуете, собирая и размещая в городе техноскульптуры?» Владимир отвечает: «А нет никакой цели. Глобальных замыслов, вроде преображения городского облика, я не выстраивал. Просто хотелось изменить что-то, для души, для того, чтобы понаблюдать за реакцией жителей. Таким вниманием был очень удивлен и обрадован»
— Вы окончили Московский автомеханический институт. В студенческие годы тяга к технотворчеству проявлялась?
— Да, что-то пробовал делать. Все мои изобредеи, как я их называю, работы, собираю из того, что окружает меня в гараже.
— Насколько много импровизации в вашем творчестве? Можете ли вы, например, начать собирать лягушку, а на выходе получить лебедя?
— Нет, такого не бывает. Всегда есть конкретная задумка, изменить которую в процессе уже трудно. В техноскульптурах много мелких деталей, создающих законченную фигуру, их убирать-присоединять кропотливо и трудно.
— То, что вы создаете — искусство?
— Давайте представим: вот стена, на ней какая-нибудь нехорошая надпись. Это искусство? «Нет, это вандализм», — ответите вы. А если на стене нарисована картина? Вы скажете: «Это искусство». Хотя заметим, что и то, и другое — только форма самовыражения.
— Получается, ваши работы — самовыражение?
— В какой-то мере да, хотя я никогда не думаю о самовыражении, собирая их. Просто есть желание — делаю. И всё.
— А для семьи какие-нибудь скульптуры делали? Может быть, маленькие фигурки для ребенка?
— Нет, что вы, они даже маленькие очень тяжелые (улыбается).
— Сколько времени занимает создание одной техноскульптуры?
— В целом по-разному. Фигуру собаки, например, я начал делать в 11 часов утра, к ночи расположил на месте — пока подобрал цепь, пока установил.
— Фигуры размещаются только под покровом ночи. Вы стремитесь остаться тайной, покрытой мраком и в прямом, и в переносном смыслах?
— Да, изначально так и планировал.
— А места для установки выбираете, руководствуясь определенной задумкой?
— Это происходит спонтанно.
— Вы стали бы работать на заказ, обучать кого-то такому нестандартному ремеслу?
— А зачем? Моя работа с созданием таких скульптур не связана, это хобби. Корыстной подоплеки у того, что я делаю, нет и не будет. По поводу обучения: в России техноскульптура не очень популярна, за рубежом больше. Там существует целое направление, ряд прекрасных «художников». Смысла учить у нас, в общем-то, нет, да я и не возьмусь, я же не преподаватель. В качестве любимого дела, не профессионального занятия, каждый сам может освоить.
— Ваши работы учат рассматривать красоту там, где её, на первый взгляд, нет — в масляных деталях, в старых гайках. Для человека важно уметь видеть прекрасное в простых вещах?
— Да, думаю, очень важно. Если честно, поражен, что мои работы вызывают такие эмоции. Это здорово, потому что главный смысл любого действия — оставить впечатление. Особенно хорошо, когда впечатление положительное.
— Когда нам ждать ваших новых техноскульптур? В ближайшие две недели?
— Нет, скорее всего, немного позже. Но это будет что-то совершенно иное, отличное от уже сделанного.
Беседовала Анна Белокопытова,
фото из архива собеседника.