Ирина Ива: в Александрове есть красота

Фото: www.alexnews.info

С  1  по  11  августа в  Александрове дюжина художников из  восьми российских городов в  рамках пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» запечатлевали на  своих полотнах достопримечательности города и  его окрестностей. Мы  побеседовали с  художницей Ириной Ивой, чья работа прошлогоднего пленэра, с  изображением Троицкого собора Александровского кремля сейчас экспонируется в  столичном Музее русского реалистического искусства.

—  Это уже второй пленэр в  Александрове, в  котором вы  принимаете участие. При возможности «накачать» картинок из  Интернета, так  ли уж  необходимо художнику путешествовать?
—  Не  могу ответить за  всех художников, кому-то, может, и  не  нужно… Вижу и  чувствую по  своим работам, что мне нужно. Каждая работа складывается из  множества факторов: энергии места, визуальные образы, присутствие окружающих людей, новые знакомства, новые знания, новые впечатления, благодаря которым появляются именно те  конкретные мысли и  совершаются те  действия, результатом которых становится та  или иная работа. Картина складывается из  сознательного и  бессознательного в  равной степени.

—  В  качестве оплаты за  гостеприимство, по  итогам пленэра каждый из  художников оставляет в  Александрове одну из  своих работ? А  какова судьба работ, которые остаются у  авторов?
—  Да, правильно. Одна работа остается в  собственности некоммерческого партнерства «Александровская индустрия гостеприимства». Работы, оставшиеся у  меня после прошлогоднего пленэра в  Александрове, кроме одной (ее  купили), сейчас находятся у  меня в  мастерской. Они экспонировались на  четырех выставках: «Возвращайся домой» (Институт Русского Реалистического Искусства), XII международный фестиваль изобразительных искусств «VERA World Fine Art Festival» (ЦВЗ «Манеж»), «Здесь жил  я» (выставочный зал секции монументалистов МСХ), «Русская Атлантида-2016» (Московский Аукционный Дом в  Гостином Дворе).

—  Одна из  ваших картин, сделанных на  прошлогоднем пленэре, с  изображением автокортежа местной свадьбы на  стоянке отеля «Александров», сейчас экспонируется в  Москве в  Музее русского реалистического искусства (ИРРИ) в  рамках выставки «Возвращайся домой». Что это за  проект, и  как работа попала на  эту выставку?
—  Концепция выставки «Возвращайся домой» в  ИРРИ  — объединить работы, исследующие среду обитания современного жителя страны. Название проекта «Возвращайся домой» во  многом говорит о  новых кварталах разросшихся мегаполисов, которые стали привычным ландшафтом для этого поколения. Сейчас героизированный образ городских окраин можно встретить в  массовой культуре, в  кино и  даже в  моде, о  них говорят в  лекториях и  пишут книги, а  художники вновь обращаются как к  бытовым сюжетам, связанным со  знакомой им  средой, будь  то мегаполис, промзона, научный городок или деревня, так и  к  импровизациям на  тему среды. «Возвращение домой» также выражается в  процессе реабилитации реалистической живописи, на  долгое время забытой из-за ассоциаций с  номенклатурным искусством. Сегодня, когда временная дистанция располагает к  спокойному осмыслению и  анализу ситуации, особенно интересно посмотреть, как меняется и  трансформируется понятие реализма в  работах современных художников«,  — говорит куратор выставки искусствовед ИРРИ Алёна Коваленко.

Моя картина «Пусть всегда будет ТАК…» попала на  выставку очень просто: я  отправила заявку на  участие в  этой выставке.

Самое интересное, необычное и  лестное для меня это  то, где экспонируется работа. Куратор выставки сделала весьма нестандартный ход. Алёна поместила по  одной работе трех разных художников из  экспозиции нашей выставки в  пространство основной экспозиции музея ИРРИ, создав некую перекличку времен. Моя работа находится сейчас в  зале художников-шестидесятников «Новый быт».

—  Работы, написанные во  время пленэра в  Александрове, войдут в  ваш новый проект «Деревья…». Почему выбрана такая тема? Как вы  выбираете деревья, которые «укладываются» в  концепцию проекта?
—  Проект «Деревья» об  экологии. Помимо того, что 2017 год объявлен в  России Годом экологии, наверное, понятно, почему это важно не  только в  2017  году…

Немного о  сути проекта, о  том, как он  появился и  о  работе над картинами, входящими в  него. В  проекте поднимается вопрос сохранения природы вообще через визуализацию ее  частицы, деревьев, в  сравнении с  таким значимым для многих людей, и  в  том числе и  для меня, объектом, как строение, представляющее религиозную, историческую и  эстетическую ценность.

Проект о  существовании всего живого в  целом, о  важности каждого живого существа в  отдельности, о  памяти, о  красоте созданий рук человеческих и  красоте созданий Божьих, о  мифологии дерева  и, надеюсь, о  чем-то невыразимом словами. Соответственно всему этому затрагивается и  проблема экологии, и  прописная истина: не  будет деревьев  — не  будет кислорода, не  будет кислорода  — перестанут материально существовать  те, кому он  нужен, хотя что-то наверняка останется…

Работы данного проекта появились во  время летних пленэров 2016  года, в  какой-то момент я  осознала, что меня больше занимают пластические, цветовые, технологические, символические и  смысловые задачи, нежели тренировка умения точно передавать действительность, хотя именно ради этого я  там находилась. Нужно признать, что это событие довольно типично для большинства художников и  происходит не  один и  не  два раза в  творческой жизни каждого…

За  лето 2016 года пленэров было несколько, в  разных местах, но, отсматривая результаты, я  поняла, что прослеживается некая общая тенденция, только надо кое-что доработать… Как пример, работы из  «Александровской слободы». В  этом месте тема дерева заняла мое воображение уже довольно плотно. Но  не  просто деревья сами по  себе, а  рядом с  постройками Слободы. Мне кажется, они придают еще большую значимость архитектуре, пряча ее  за  собой. Это как занавес, из-за которого видно только кусочек чего-то, за  который хочется заглянуть и  узнать, что там? Тем более, зная историю Александровской слободы… Но  сам этот занавес тоже хранит какую-то тайну, скрытую в  глубине его цвета, как снимки космического пространства. Ты  вглядываешься в  них, и  кажется, что можно проникнуть дальше и  дальше.

В  Слободе это были в  основном липы, думаю этим деревьям около 200-300 лет (могу ошибаться!), не  изучила этот вопрос основательно, но  планирую это сделать. В  среднем липы живут 300-400. Средний возраст сохранившихся построек Слободы варьируется от  1513 года до  1642  года, то  есть некоторым из  них примерно столько  же, сколько и  деревьям. Ну, хотя  бы, можно это вообразить и  предположить, что это равноправные участники истории, помимо всего прочего…

Основной критерий выбора изображаемых деревьев  — это пластика, форма, сила визуального и  смыслового впечатления.

—  В  рамках проекта «Русская Атлантида» вы  посетили много городов, в  том числе и  на  Владимирской земле. Вы  можете составить рейтинг городов на  основе их  привлекательности для живописцев? На  каком месте в  нем может оказаться город Александров?
—  Такого рейтинга я  составить не  могу. Так как все художники, как и  все люди, разные. И  привлекательность какого-либо места с  точки зрения живописно-пленэрных ресурсов слишком субъективный фактор. Про себя могу сказать, что писать могу ВЕЗДЕ. Главное, найти ТЕМУ. Это не  обязательно должна быть пастораль с  белым храмом. Красота есть во  всем. Еще для меня одним из  решающих факторов является наличие определенных энергий в  месте работы. В  Александрове с  этим всё в  порядке.

Эдуард Егоров,
фото из  архива Ирины Ивы.

НАША СПРАВКА

Ива Ирина Александровна  — живет и  работает в  г. Москве. Училась в  Школе Современного Искусства «Свободные мастерские», МГАХИ (Московский Государственный Академический Художественный Институт им. В.  И.  Сурикова) и  МГУП им. И.  Фёдорова (Московский Государственный Университет Печати). Член Союза Художников России. Член секции монументально-декоративного искусства Московского Союза художников. Член Международной Ассоциации Выпускников и  Друзей Российской Академии Художеств и  руководитель Московского отделения Ассоциации. Член секции живописи Творческого Союза Художников России. На  данный момент занимается станковой и  монументальной живописью и  преподает в  своей мастерской «Артивар» в  Москве. Является постоянным участником россий-
ских и  международных выставок и  пленэров, проектов Музея Современного Искусства МОММА и  Российской Академии Художеств. Работы находятся в  музеях и  частных коллекциях России и  за  рубежом.

 
По теме
 
 
Фото: из архива редакции СУ СКР снова настоятельно призывает жителей Владимирской области не оставлять детей без присмотра.
22.06.2018 Владимирские Ведомости
Владимирские борцы выиграли четыре золотые медали на чемпионате Мира - Старт33 Фото: Департамент по физической культуре и спорту Воспитанники владимирской областной спортивно-адаптивной школы по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта завоевали четыре золотых медали на чемпионате и первенст
22.06.2018 Старт33
Владимирские депутаты посетили лагеря «Икар» и «Дружба», где оценили то, в каких условиях отдыхают дети, а также сыграли в «Икаре» товарищеский матч по футболу с юными владимирцами.
21.06.2018 Молва
Владимирские газовики на стадионе «Торпедо» провели фестиваль ГТО. В нем участвовали более 150 сотрудников компаний «Газпром газораспределение Владимир» и «Газпром межрегионгаз Владимир».
21.06.2018 Владимирские Ведомости
Государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна Управления Россельхознадзора по Владимирской области 19 июня 2018 года в Александровском районе была проведена внеплановая в
22.06.2018 Россельхознадзор
Должностными лицами отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области была проведена внеплановая проверка по исполнению предписания в отношении юридического лица осуществл
22.06.2018 Россельхознадзор
Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора года Управления Россельхознадзора по Владимирской области совместно с ФГБУ «ВНИИЗЖ» 19.06.
22.06.2018 Россельхознадзор