Что такое архитектура? Застывшая музыка — говорят поэты. Каменная поэзия — говорят музыканты. Если объединить, то получится каменная песня? Накануне всемирного Дня архитектуры, мы встретились с главным архитектором города Александрова Александром Васенковым.
— Александр Викторович, чего больше в архитектуре — творчества или технологий?
— На заре цивилизации, когда люди только начинали строить себе жилища и какие-то общественные постройки, архитектор был самым главным на стройке. Он не только придумывал здание. Он искал рабочих, постоянно следил за строительством, подбирал как строительные, так и отделочные материалы. Находил мастеров, которые сделали бы мебель, лестницы, росписи. Т.е. архитектор отвечал за все.
— Возможно, это было связано с тем, что грамотных людей было мало, и на одну стройку грамотным был только архитектор? А сейчас столько компьютерных программ, что каждый при желании может спроектировать себе хоть дворец!
— Вот именно — спроектировать. Сейчас у архитектора остались, в основном, функции проектанта. Единичные здания отличаются своими архитектурными формами. И архитектор — это такой мэтр, в мастерской которого работают грамотные, высококвалифицированные проектанты, в совершенстве знающие компьютерные программы. Но компьютер — это всего лишь инструмент. Архитектору нужны самые разносторонние знания, которые получают во время учебы.
— Александр Викторович, почему все города такие разные? Вот Петербург, например, — строгий, даже аскетичный, а Москва — сплошной винегрет стилей и концепций. Это зависит от архитекторов, которые строили эти города, или от властей, которые ставили архитекторам определенные задачи?
— Тут надо различать собственно архитектуру и градостроительство. Одно дело — построенное здание — дворец, особняк, просто небольшой или большой дом. А другое дело — как он впишется в уже существующую городскую среду. Вот создание городской среды я бы назвал — градоводством. По аналогии с садоводством. Петербургу было проще. Он строился тогда, когда в моду входила регулярность. Он строился одним замыслом и очень быстро по историческим меркам. Поэтому целостность его не вызывает сомнений, и в этом его гармоничность и потрясающая магическая привлекательность. Историческая застройка Петербурга сохраняется, ни у кого не поднимается рука на то, чтобы что-то подвинуть или переделать. А вот с такими городами, как Москва, или тот же Александров все сложнее. Они строились в достаточной мере стихийно, постепенно и много столетий. Их композицию определяли ландшафтные доминанты — реки, холмы. Их историческая застройка постоянно менялась. Каждая эпоха отвоевывала себе место под солнцем. И это до сих пор очень хорошо видно, что в Москве, что в Александрове.
— То есть получается, что ничего нового и красивого мы в центре нашего города уже получить не сможем. Просто потому, что все места заняты уже существующими зданиями. Причем неважно — красивые они или нет.
— На самом деле сейчас происходят очень серьезные изменения в архитектурном облике центра Александрова. В основном они обеспечиваются усилиями собственников зданий и территорий бывшей первой площадки АРЗ. Можно спорить, конечно, о ярко-красном цвете нового здания напротив Центра детского творчества. Но почему нет? Архитекторам нельзя быть слишком категоричными. Вот, например, большой "Ш«-образный корпус радиозавода по улице Первомайской. Не многие знают, что он закладывался как общественное здание еще в те времена, когда на месте нынешней школы № 1 был городской парк. Это должно было быть что-то вроде Дома советов. Но потом пришла директива построить в Александрове радиозавод. И это место, и этот «фасон» планируемого здания были перепрофилированы под производство. Теперь происходит обратный процесс — производственное здание перепрофилируется под общественное. Сейчас идет благоустройство территории, в том числе будет открыт пешеходный проход от ул. Ленина до ул. Первомайская.
— А как Вам нравится его цветовое решение?
— Необычно, интересно. Почему бы нет?
— Я так понимаю, это Ваше «почему бы нет» некоторым образом определяет Ваше отношение к «градоводству»?
— Ну не совсем. Это касается единичных объектов. Совсем другое отношение к жилой застройке. У нас строгие требования к проектам, которые приносят нам на утверждение компании, строящие жилые дома. И, надо сказать, это дает свои положительные результаты. Посмотрите, как единым микрорайоном, единой архитектурной доминантой смотрится «Южный-5». Очень хорошо вписываются в ландшафт монолитно-бетонные дома в Черемушках. В центре города точечная застройка выдержана в едином стиле.
— Но единый стиль не подразумевает единый проект.
— Нет, конечно, все дома новой точечной застройки отличаются друг от друга. Можно спорить о том, насколько они хорошо привязаны к месту, есть ли в их дворах достаточно места для детских площадок и парковок автомобилей. Но то, что они украшают город, — несомненно. И то, что они очень хорошо сменили старые ветхие барачного типа дома — это очень правильно. Более того, расположенные в самых разных местах, они как бы связывают разношерстный Александров в единое целое.
— Александр Викторович, в заключение нашей беседы, чего Вам хотелось бы пожелать архитекторам и «градоводам» в их профессиональный праздник?
— Прежде всего, постоянного профессионального роста.
Как никто другой, мы, архитекторы, преобразовываем города. Это благородная миссия и особая ответственность. Но и большая радость. Мы, как никто другой, видим результаты своего труда. Желаю соратникам по цеху успехов, здоровья, личного счастья, понимания и поддержки со стороны своих близких.
Присоединяемся к пожеланиям и поздравлениям главного архитектора города. И хотим добавить, что в настоящее время диктат заказчика силен, как никогда. Но справедливости ради скажем, что он всегда был, и 100, и 200 лет назад. Думаете, итальянские зодчие были свободны в своем творчестве, когда строили загородную резиденцию Василию III? Нет, конечно. Но они построили шедевр! Так и сейчас. В каждом фронтоне, в каждой такой популярной сегодня арке может быть и красота, и уродство.
Беседовала Ольга Рыженкова,
фото Эдуарда Егорова .